Портрет Аристократа
Идеал "благородного мужа" был изображен еще в Древнем Китае мудрецом Конфуцием. Во все времена у всех развитых народов в основе этого идеала – представление о внутренней силе. Ее можно выразить формулой "лучше давать, чем брать", потому что позволить себе "траты", в том числе себя, может лишь тот, у кого "много" и кто не боится "обеднеть", "закончиться", отощать. А вот противоположность "большой души" – мелочность, трусость, подлость, отсутствие внутреннего стержня и многие другие производные от них "красоты".
Чувство собственного достоинства
Чувство собственного достоинства – это правильное определение собственной ценности, ибо достоинством человека измеряется достояние, которым во вселенной может обладать только человек, - личность. Аристократ духа знает себе цену – именно это подразумевает чувство собственного достоинства. Но что значит знать себе цену? Значит обладать адекватной самооценкой. Отсюда видно, что достоинство и его верное внутреннее ощущение никак не предполагают зазнайство, высокомерие и гордыню. Напротив, именно достойность предохраняет аристократа от тщеславия, оглупляющего и препятствующего его развитию. Он только рад конструктивной критике, которая поможет ему стать еще совершенней. "Лучше услышать укоры мудрого, чем восхваления глупца"! - так выражает это Соломон в Екклесиасте.
Чувство собственного достоинства исключает демонстративное поведение, вызываемое желанием кому-то что-то доказать, (самоутвердиться): только неуверенность в себе требует внешнего одобрения. А вот уверенность в себе - это то, что в первую очередь сообщает человеку правильная самооценка: если я не могу этого, то научусь, не получится – значит, найду другой путь для самовыражения. Поэтому аристократ духа никому не завидует. Он понимает: высшее проявление самоуважения заключается именно в том, чтобы справедливо признавать превосходство над собой другого, если таковое превосходство действительно имеет место.
Внутренняя честность, принципиальность
Принципиальный человек честен в первую очередь с самим собой, если честность действительно является внутренней убежденностью, жизненным принципом. В этом смысле человек вообще честен настолько, насколько он обладает внутренней честностью. Именно неразрывно связанные между собой внутренняя честность и принципиальность обеспечивают аристократу духа правильную самооценку и чувство собственного достоинства.
Однако эти качества не только обуславливают другу друга, но и требуют большого личного мужества. Ведь трусость проявляется не только в открытом столкновении с противником, но и в мелких житейских ситуациях, в которых посредственные люди предпочитают идти на компромисс со своей совестью, опасаясь понести даже самые незначительные потери. Аристократы духа не предают себя и ничего не боятся. А что бояться тому, кто уверен в своей правоте? Чистая совесть – неиссякаемый источник самоуважения и внутренней силы.
Душевная щедрость
Высокомерие и душевная щедрость – взаимоисключающие вещи. Если позволяют возможности, после достижения личной порядочности аристократ духа помогает другим людям становиться порядочными, никем не пренебрегая. По-настоящему сильный помогает другим стать сильными, в чем бы эта "сила" не выражалась – в знаниях, умениях или материальных благах. В этом проявляется его щедрость.
Аристократ не воображает себя мессией, но, наслаждаясь духовно, душевно и чувственно, приобщает к радости всех желающих, ведь, как сказал современный французский поэт Рауль Фоллеро (1903 – 1977), "быть счастливым – делать счастливым". И это, на мой взгляд, самое главное, что можно сказать о духовном аристократизме, – способность его обладателей быть счастливыми.
Ощущение же удовлетворенности и счастья напрямую зависит от того, способен ли человек быть благодарным, а благодарность – это тоже проявление душевной щедрости. Человек-потребитель считает, что все ему что-то должны, и чем он претенциознее, тем меньше у него шансов испытать не то что исчерпывающее, а хотя бы относительное удовлетворение. Аристократ духа, человек продуктивного типа, рассчитывает только на себя.
Аристократ духа не обижает, но и не жалеет людей, и потому не проглатывает обиды: справедливый отпор воспитывает, а жалость унижает, проистекая из стремления самоутвердиться, ощутив свое превосходство.
Скромность
Так внутренняя сила оборачивается большой скромностью.
Скромность, которая не имеет ничего общего с самоуничижением и холопством, - это обратная сторона чувства собственного достоинства. Именно эта пара качеств, связанных и взаимообусловленных, как две стороны одной медали, лежит в основе самоопределения человека в мире: какое место он займет в нем – соответствующее его природе или нет? И тогда – будет ли он счастлив в итоге…
Конечно, в том, чтобы высоко поднимать планку своих дерзаний, есть безусловный смысл… Но только если это - планка требований к самому себе. Иначе человек превращается в вечного неудовлетворенного нытика, поскольку обречен натыкаться на несоответствие внешних обстоятельств своим ожиданиям.
В конечном счете в этой жизни нам гарантирована только смерть. Эта истина для оптимистов, если понимать ее правильно. Аристократ духа благодарен своей судьбе – за все, что прожил, и за то, что еще жив. В такой перспективе, как говорили древние даосы, – "Каждый день жизни – день твоего триумфа".
Ребекка Шарп